Песок для дорожных работ
Песок — это сыпучий, состоящий из мелких частиц (от 0 до 0,5 мм) горных пород, разрушенных естественным (под длительным воздействием таких природных факторов, как температура, ветер и вода) или искусственным дроблением с последующим отсевом.
Дорожное строительство потребляет около сорока процентов всего производимого в стране песка. Некачественный песок, использованный при строительстве дорог и аэродромов, может существенно сократить сроки эксплуатации дорожного покрытия, преждевременное разрушение которого потребует дорогостоящего ремонта. Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014, регламентирующим зерновой состав и насыпную плотность; наличие радиоактивности, вредных компонентов и примесей, частиц пыли и глины.
Песок — основной значимый компонент из всех материалов, необходимых для производства дорожных работ.
Песок под основание дороги
Первым этапом дорожных работ, требующим значительного объема песка, является обустройство верхнего слоя под асфальтовое покрытие и создание насыпи. Насыпь из влагоустойчивого песка с высокой плотностью и водопропускаемостью крупной или средней фракции будет служить надежной подушкой под дорожное полотно и не будет подвергаться быстрому вымыванию, что обеспечит износоустойчивость дороги. Для данной работы вполне подходит не дорогой карьерный песок. Здесь вполне допустимо небольшое присутствие примесей. Слой песка прокладывается между уплотненным грунтом и слоем щебеночного основания. Высота слоя песка варьируется от 50 см для магистральных дорог, 40 см для основных проездов и до 30 см для второстепенных проездов. Песчаная подсыпка служит подстилающим основанием также для брусчатки и тротуарной плитки. Отсыпка подложки и обочин дорог производится обычно песком из территориально близко расположенного карьера, чтобы сократить транспортные расходы, входящие в стоимость песка.
Песок для приготовления асфальта
В дорожном строительстве природный речной как чистый и мелкий и искусственный песок применяется для приготовления асфальтобетонных и различных органоминеральных смесей, которые используются при асфальтировании дорог, аэродромов и различных площадей. Предпочтение дается искусственному дробленому, песку из отсевов дробления и песку шлаковому мелкой фракции. При этом качество песка существенно влияет на качество асфальтобетона. Песчинки малого размера лучше заполняют пустоты между более крупными заполнителями асфальта (щебнем или гравием) и делают его структуру более плотной и водонепроницаемой, уменьшая возможность проникновения внутрь воды, что увеличивает морозостойкость асфальта. Шероховатая поверхность дробленых частиц увеличивает сдвигоустойчивость асфальтобетона и обеспечивает лучшее сцепление шин автомобилей с дорогой.
Песок из отсевов дробления наряду с щебнем, минеральным порошком, битумным вяжущим и стабилизирующей добавкой входит в состав щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) - высокоэффективного современного покрытия для скоростных дорог, автомагистралей и взлетно-посадочных полос аэродромов. ЩМА значительно увеличивает срок службы, комфорт и безопасность движения.
Оптимальный подбор песка для каждого вида дорожных работ или изготовления дорожного покрытия обеспечит долгий срок службы дорог без потери первоначального качества.